12+

Долго не было времени вести блог. Прошло уже три месяца с последней записи. За это время не много было интересного, в основном сплошная рутина: меняли расходники, чистили резервуары, ремонтировали контроллеры и многое другое. Но один случай достоен отдельной статьи. Про него и расскажем.

Выезд на подозрение о выходе из строя экскаватора из за некачественного топлива

По традиции скроем названия компаний затронутых в процессе, адреса объектов и другие сведения демаскирующие участников. Всё же, лишний раз раздражать людей не стоит.

Итак. Позвонил нам один из постоянных заказчиков. Поставил он одному из подрядчиков, одной из крупнейших Московских строек, дизельное топливо. Скажем сразу, подрядчик стройки,по традиции, топливо заказывал из расчёта цены - "давайте дешевле самого дешёвого или мы уйдём к конкурентам". Сказано - сделано. Конечно же, подрядчик отлично знает что он заказывает, но все попытки убедить его покупать нормальное EURO (хотя бы) 2 разбиваются стандартной для России проблемой - "цена".

Но в один из завозов это топливо оказалось таким, что назвать его дизельным было бы неправильно. Техника, вкусившая жижу, начала кашлять и закономерно встала. Срыв сроков, проблемы с генподрядчиком и т.п. нависли мрачной тучей. Тут же по всем уровням руководства зазвонили телефоны и поставщик топлива, получив не двусмысленные угрозы, в срочном порядке, топливо меняет на другое, стоящее радикально дороже но точно качественное. При этом поставщик топлива работает себе в минус, несёт изрядные расходы, как на разнице в стоимости топлива так и на усложнившейся логистике.

Проблемы поставщика на этом не заканчиваются. Подрядчик заявляет, что из за некачественного топлива вышел из строя один из экскаваторов и поставщик теперь обязан возместить затраты на капитальный ремонт двигателя. Что, соответственно, поставщика никак не устраивает, тем более техника на плохом топливе отработала от силы час.

Срочный вызов и вот, по прошествии полутора часов с момента вызова, наши специалисты уже на площадке.

Сотрудники компании подрядчика на повышенных тонах, наперебой кричали нам, как они сейчас с нами расправятся. С трудом было подрядчику объяснено, что мы не представители поставщика топлива а эксперты, результатом работы которых, будет отчёт о этом происшествии. Наша задача сбор данных и предоставление по итогу работы официального отчёта, на основании которого, их же компания, сможет выдвигать свои официальные претензии.

Первое, что сразу было продемонстрировано подрядчиком, так это ведро с тёмным, вонючим, маслянистым содержимым, отдалённо напоминающее дизельное топливо вперемешку с отработкой. Ведро, по словам сотрудников подрядчика, было слито за пару часов до нашего прибытия из бака одного из экскаваторов а сейчас в технике уже нормальное топливо, спешно замененное поставщиком. Выяснилось, что топливо подрядчику привозят сразу в топливозаправщике и сливают непосредственно в технику. На вопрос: "как вы, вообще, на слив такого топлива согласились? Вы же наверняка брали пробу из топливозаправщика?", был стандартный ответ, что про пробу ничего никто не слышал, в должностной инструкции такого нет и вообще это не их работа пробу брать.

Итак на момент нашего приезда была следующая ситуация:

Так как все следы присутствия некачественного топлива были успешно уничтожены подрядчиком, был совершён звонок поставщику топлива с предложением прекратить дальнейшее расследование, так как оно явно зашло в тупик. Но поставщик топлива заявил, что подрядчик выставляет ему претензию на сумму капитального ремонта двигателя неисправного экскаватора и от нас требуется выяснить действительную причину его неисправности.

Воспользовавшись тем, что на площадке присутствовала сервисная служба подрядчика, готовая совместно с нами вернуть экскаватор Volvo EC180 к жизни, и мы незамедлительно приступили к работе. Ниже приводим выдержку из ведомости, выписанной нами по окончании произведённых работ:

Ведомость выполненных работ:

Обнаруженные неисправности:

По приезду на место, мы ознакомились с пробой топлива, взятой из проблемного завоза. Топливо в пробе обладало ярко выраженным резким запахом и тёмным цветом, что, может являться следствием большого содержания в топливе серы.

Персонал, обслуживающий экскаватор, к нашему приезду, произвёл замену дизельного топлива на новое и осуществил замену двух ФТОТ в топливной аппаратуре а так же произвёл прокачку топливных магистралей, с целью их развоздушивания.

В нашем присутствии, персонал оператора произвёл пробный запуск двигателя экскаватора, двигатель не завёлся, в процессе запуска не было никаких признаков вспышек в цилиндрах.
Мы произвели проверку состояния двигателя экскаватора, посредством бортового электронного устройства управления и контроля IECU MID-140. Была выявлена ошибка 128 SID 70 5, которая означает "preheater too low current" ("низкий ток в цепи спирали подогревателя воздуха").

В надежде сбросить вероятную ошибку в MCU двигателя, блокирующую его запуск, были отключены АКБ, путём отсоединения плюсовой клеммы. Последующий пробный запуск успеха не дал.
С целью проверки поступления топлива к насосам системы впрыска, была произведена поочерёдная разгерметизация соединений топливной аппаратуры: ФТОТ перед предварительным насосом и ФТОТ после предварительного насоса. Исследование показало, что предварительный насос прокачивает топливо через ФТОТ. Разгерметизация выходов насосов форсунок выявила отсутствие на их выходе давления впрыска. В связи с отсутствием на объекте специалистов по двигателям Volvo d6d, отсутствием технической документации на экскаватор и отсутствием контрольно измерительных средств для диагностики MCU и топливной аппаратуры, принято решение - работы по вводу в строй экскаватора Volvo EC180B свернуть.

Заключение по результатам обследования:

В процессе проведения работ были сформированы следующие вероятные неисправности:

  1. Закупоривание топливной магистрали. Так как не было возможности произвести замер давления на выходе предварительного насоса, вероятно частичное перекрытие его подающей магистрали. Заключение о его производительности «на глаз, по наличию струи» считаем не состоятельным. Закупорка могла произойти при замене ФТОТ, фильтр мог быть полон грязи до краёв и при его отворачивании грязь, из внешней камеры фильтра, была втянута разрежением в топливную магистраль.
  2. Блокировка запуска двигателя со стороны MCU. Насосы форсунок управляются, посредством аналогового сигнала от MCU. Отсутствие каких либо вспышек в цилиндрах, при условии шести цилиндров с независимым впрыском, это косвенно подтверждает. Маловероятен одновременный выход из строя сразу шести насосов.
  3. Отказ запуска может происходить из за отсутствия подогрева входящего воздуха. (ошибка 128 SID 70 5)
  4. Двигатель мог быть сильно изношен а по заявлению местного персонала, при работе на некачественном топливе, двигатель троил и соответственно испытывал сильные динамические перегрузки. Работа двигателя в условиях больших динамических перегрузок, могла привести к усугублению износа одной из деталей (того же ГРМ) и выходу её из строя.
  5. Могла произойти одновременная закупорка каналов, всех шести насосов форсунок. Такое закупоривание, могло произойти, при наличии в составе топлива смолянистых включений с температурой полимеризации от 20 до 80 градусов (см. ГОСТ 1567—56, ГОСТ 8489—58 «фактические смолы»). В процессе работы двигателя, при контакте топлива с разогретыми стенками насосов, происходила полимеризация смолянистых отложений. При достижении количества этих отложений критической точки, происходила закупорка каналов или блокировка работы перепускных клапанов. (Рост отложений, не может происходить с одинаковой скоростью, во всех насосах сразу. Симптомы должны были выглядеть следующим образом: Снижение мощности двигателя → рост пропуска вспышек в цилиндрах → останов двигателя в связи с критической потерей развиваемого им крутящего момента → невозможность последующего запуска, но при наличии редких вспышек в цилиндрах)
  6. Закупорка каналов при наличии в топливе большого количества вещества обладающего высокой активностью к смоляным отложениям. Такие вещества, могли произвести частичное растворение естественных отложений и последующую закупорку ими каналов насосов форсунок.

Точное выявление причины отказа двигателя, можно произвести при диагностике MCU и элементов топливной аппаратуры. Так как, целью данного исследования, является, выявление влияния качества дизельного топлива на выход из строя двигателя Volvo d6d, рекомендуем начать с демонтажа насосов форсунок и проверке их работы на стенде или диагностической разборке.

Развитие событий.

На следующий день приезжает специалист официальной сервисной организации, аффилированной компанией Volvo Construction Equipment на обслуживание и ремонт строительной техники Volvo в Московском регионе. К сожалению выяснить точное названии компании представляющей Volvo Construction Equipment не удалось.

Приехавший специалист выслушал историю про некачественное топливо, считал ноутбуком ошибки и не увидев ничего лишнего, выписал заключение, видимо, сделанное на основании истории рассказанной подрядчиком. К сожалению, копию этого заключения получить на руки не удалось, но общий смысл сказанного там был следующий: "Топливо из предварительного насоса в магистраль поступает. Подключил исправную форсунку к выходу насоса, но топливо из форсунки не пошло. Значимых ошибок в памяти ЭБУ нет. Из за плохого топлива сломались насосы высокого давления, требуется их замена." (Приведённый текст не является выдержкой из заключения. Это вольный пересказ этого заключения. Если нам предоставят это заключение, то мы с радостью его тут опубликуем.)

На следующий, после приезда специалиста, день была встреча с руководством подрядчика. Поставщик топлива на встречу подъехать не смог, поэтому все шишки пришлось собрать нам. Именно на этой встрече удалось бегло ознакомиться с заключением специалиста - представителя сервисной службы Volvo Construction Equipment. Встреча прошла на повышенных тонах и принесла всем сторонам только дополнительный стресс. В результате решили собраться на следующий день возле экскаватора в составе: руководства поставщика топлива, руководства компании подрядчика, нас (как инжиниринговой компании) и сервисной службы подрядчика. Сервисная служба подрядчика должна будет демонтировать один из неисправных насосов, произвести его разборку и по результатам этой разборки, мы бы все, приняли решение о степени виновности поставщика топлива.

Решающий день. Запуск Экскаватора.

Не будем отдельно расписывать события решающего дня. Приведём только заключение. По традиции, все участники событий и их данные скрыты.

Заключение

По результатам проведённых работ по адресу: город Москва, ул. ***********, строительная площадка *********************************. Дата проведения работ ** ****** 2015 года.

Предпосылки к проведению работ

В результате переговоров с представителями ************** (оператор экскаватора), было принято решение произвести исследование причин выхода из строя экскаватора Volvo EC180B в процессе проведения ремонтных работ.

Рабочий процесс

Совместно с оператором, на коллегиальном совещании, было принято решение начать с демонтажа и последующего осмотра электрически управляемых плунжерных топливных насосов форсунок.

В процессе демонтажа насоса форсунки первого цилиндра было выявлено, что крышка головки блока двигателя экскаватора Volvo EC180B (далее экскаватор) была снята без предварительной очистки поверхности двигателя от скопления естественных для строительной техники загрязнителей — осадочных горных пород. В процессе опроса обслуживающего персонала, осуществлявшего демонтаж насоса, было выяснено, что демонтаж крышки экскаватора ** ****** 2015 года осуществляла специализированная сервисная организация, аффилированная компанией Volvo Construction Equipment. В результате явно ошибочных действий сервисной организации, произошло проникновение крупного и мелкого абразива во внутреннее пространство двигателя: замкнутый масляный объём двигателя и детали ЦПГ.

Первый цилиндр

Визуальный контроль гидравлической части и инструментальный контроль электрической части демонтированного топливного насоса форсунки первого цилиндра не выявил замечаний, как со стороны представителей поставщика дизельного топлива, так и со стороны представителей оператора. В связи с чем было принято решение, произвести демонтаж и визуальный контроль насоса форсунки второго цилиндра.

Второй цилиндр

Результат визуального контроля золотникового клапана насоса форсунки второго цилиндра со стороны представителей поставщика топлива и представителей оператора экскаватора дал диаметрально противоположные оценки. Представители поставщика топлива настаивали на допустимом состоянии поверхности золотникового клапана, представители же оператора экскаватора и персонал сервисной службы оператора экскаватора настаивали на значительном износе.

Проверка всех насосов

В результате коллегиального совещания было принято решение произвести демонтаж остальных насосов форсунок и произвести их очистку и осмотр с целью выявления более значимых следов воздействия загрязнителей и посторонних включений, вероятно присутствующих в топливе на момент выхода из строя экскаватора.

Дальнейшие работы происходили в составе сервисной службы оператора экскаватора, производящей ремонт, водителя экскаватора и одного представителя поставщика топлива. Руководящий состав место проведения работ покинул.

После демонтажа, разборки, промывки в чистом дизельном топливе, сборки и монтажа на штатное место насосов форсунок всех шести цилиндров и окончательной сборки двигателя, была предпринята попытка его запуска. Запуск двигателя не удался. Стоит отметить, что персонал сервисной службы оператора, столкнулся с необходимостью тщательного удаления загрязнений клапанного механизма двигателя, по причине некачественного выполнения своих обязанностей со стороны организации — представителя компании Volvo Construction Equipment, производившей работы ** ****** 2015 года.

Тщательное удаление воздуха из топливных магистралей

На коллегиальном совещании, было принято решение о тщательном удалении воздуха из топливной системы. Были ослаблены топливопроводы форсунок всех шести цилиндров и осуществлена ручная прокачка системы штатным подкачивающим насосом. Пробный запуск снова ничего не дал, но выявил значительный разряд кислотно - свинцовых аккумуляторных батарей (АКБ). Совместными усилиями, была произведена замена АКБ на заряженные.

Предположение о проблемах в электронной системе управления двигателя

На коллегиальном совещании было выдвинуто предположение о возможном отсутствии электрического тока открытия золотниковых клапанов на насосах форсунок двигателя. Это предположение противоречило заключению сервисной организации - представителя компании Volvo Construction Equipment, выполнявшей диагностику экскаватора ** ****** 2015 года, указавшей в заключении об положительном результате диагностики электрической части экскаватора. Совместными усилиями сервисного персонала оператора и представителя поставщика топлива был осуществлён замер напряжения на клеммах электрически управляемого золотникового клапана насоса форсунки первого цилиндра. Замер производился цифровым вольтметром с дискретностью 0,1 вольт, в процессе запуска двигателя. Из за существования вероятности ошибки в измерениях из за слишком малой скважности следования импульсов управления клапаном насоса было принято решение о повторном измерении, сигнала на клапане цифровым частотомером с ценой деления 1 герц.

Из за возникновения теории о вероятности возникновения трудно прогнозируемых обстоятельств, при которых цифровой измерительный прибор неспособен произвести верные измерения управляющего сигнала золотникового клапана насоса форсунок, было предложено подключить вместо обмотки соленоида клапана лампу накаливания. Лампа накаливания, как и цифровые вольтметр и частотомер, положительных результатов не дали.

Проверка предохранителей и электромагнитных реле

Представители сервисной организации произвели полную проверку, доступных к осмотру плавких вставок и электромагнитных реле на предмет повреждений.

Так же, было произведено отключение разъёма EMCU и его осмотр на предмет наличия следов окислений электрических контактов.

Проверка блока управления дросселем

Представители сервисной службы оператора экскаватора выдвинули предположение о вероятном выходе из строя блока управления оборотами двигателя, что могло привести к отсутствию сигнала открытия соленоидных клапанов насосов форсунок. С целью проверки этого предположения, сервисная служба оператора произвела демонтаж, заведомо исправного, регулятора с другого экскаватора той же модели и установила, заведомо исправный, регулятор на неисправный экскаватор. Последующая попытка запуска двигателя результата не дала.

Проверка ручного открытия золотникового клапана насоса форсунки

На коллегиальном совещании, было принято решение, пропустить электрический ток с ЭДС 24 вольта, кратковременным импульсом, с длительностью не более 500m секунд через соленоид клапана насоса форсунки первого цилиндра. Подача ЭДС осуществлялась, после полного отключения кабелей, бортовой электрической сети управления, от данного соленоида. В результате кратковременной подачи электропитания, произошло открытие соленоидного клапана насоса форсунки, что привело к поступлению дизельного топлива в первый цилиндр двигателя экскаватора и возникновению в нём вспышек.

На коллегиальном совещании было выдвинуто предположение о наличии повреждений электрических цепей управления соленоидами насосов форсунок или EMCU. Так как соответствующих знаний у персонала сервисной организации оператора и представителя поставщика топлива не хватало, было принято решение об обращении в компанию аффилированную компаний Volvo Construction Equipment на проведение соответствующих работ.

Звонок в организацию — представителю компании Volvo Construction Equipment

В процессе общения с представителем сервисной организации, аффилированной компанией Volvo Construction Equipment и производившей работы на данном экскаваторе ** ****** 2015 года, им было указано на наличие обоснованных претензий, предъявляемых к качеству оказанных ими и оплаченных оператором в полном объёме, услуг. В просьбе к представителями Volvo Construction Equipment озвучивалась наша недостаточная осведомлённость в наличии и размещении плавких вставок цепей питания EMCU. Так же, мы попросили озвучить возможные причины отсутствия ЭДС на клеммах соленоида золотникового клапана насосов форсунок, при условии отсутствия сообщений об ошибках EMCU, диагностированного их представителем ** ****** 2015 года. Представитель, аффилированной компанией Volvo Construction Equipment, сервисной организации на сотрудничество не пошёл указав, что все работы, осуществлённые их представителем ** ****** 2015 года были выполнены полностью и с качеством соответствующим требованиям и инструкциям компании Volvo Construction Equipment.

Проверка целостности кабельной сети в подкапотном пространстве

На коллегиальном совещании, было принято решение, проверить состояние электрических разъёмов в подкапотном пространстве экскаватора. Проверка не выявила окислений или нарушений контакта в электрических цепях.

Приостановка работ

На коллегиальном совещании, было принято решение, остановить текущие работы по восстановлению экскаватора Volvo EC180B и привлечении к ремонту дополнительных сил в лице специализированных служб. Об результатах работ, обеими сторонами, доложено руководству.

Заключение

Явное воздействие на экскаватор Volvo EC180B оператора, некачественным топливом поставщика, не выявлено. Косвенно допускается каталитическое воздействие некачественного топлива, приведшее к неисправности, являющейся следствием повышенного износа двигателя и электрической сети экскаватора.

Рекомендуется привлечь к ремонтным работам сервисную организацию, обладающую необходимой технической документацией на экскаватор Volvo EC180B.

Рекомендуется направить в компанию Volvo Construction Equipment рекламационное письмо, в котором указать на неквалифицированные действия их представителя в городе Москве, осуществлявшего диагностику экскаватора ** ****** 2015 года.

На этом наша работа закончена. Дальнейшее развитие событий - личное дело двух главных заинтересованных лиц, поставщика и подрядчика. Можем сказать лишь следующее: После замены ЭБУ экскаватор, снова, стойко переносит все тяготы возложенных на него обязанностей.

Выводы делайте сами.