12+

Выбор резервуаров хранения дизельного топлива для ведомственной АЗС или склада ГСМ

АЗС из 200 литровой бочки

В этой статье мы постараемся рассмотреть все тонкости в выборе резервуаров хранения дизельного топлива для ведомственной АЗС. Бензин подробно рассматривать не будем, так как он крайне огнеопасен и попытаться сэкономить на АЗС под бензин может привести к трагическим последствиям и играть с этим мы настоятельно не рекомендуем.

Бензиновая ведомственная АЗС.

Вообще, мы настоятельно советуем, при рассмотрении вариантов эксплуатации своей бензиновой АЗС или использовании топливных карт, лучше остановитесь на последнем. Если же вы чётко решили использовать бензиновую АЗС на своей территории, то лучше вам обратить внимание на варианты с подземными резервуарами. Основная причина нашего негативного отношения к надземным бензиновым АЗС, это высокая вероятность возникновения крайне опасных ситуаций, связанных с лёгкой воспламеняемостью бензина.

На нашей памяти было достаточное количество ситуаций, когда надземные резервуары мяли, раздавливали, и даже разрывали. На первый взгляд прочный двустенный, стальной резервуар, на поверку оказывается беззащитным перед острой балкой, попавшей в него под острым углом. Да же вилы, на первый взгляд, безобидного вилочного погрузчика представляют большую опасность и защитить резервуар всё равно оказывается не просто. По опыту вилочный погрузчик достаёт резервуар, даже если ваша АЗС обладает бампером - отбойником. Да и наземный резервуар очень сильно нагревается на солнце, что так же, доставляет беспокойство персоналу и владельцам АЗС или склада ГСМ. Подземный же резервуар избавлен от всех, перечисленных выше, проблем.

Конструкция резервуаров хранения

Двустенный или одностенный резервуар

Тут всё просто. Если вы планируете использовать резервуары в населённом пункте, то резервуары вам обязательно нужны исключительно двустенные. Правда допускается эксплуатация одностенных резервуаров с поддоном, вмещающим при аварии, весь объём содержащегося в резервуаре топлива. В реальности же, в случае ударов в резервуар техникой, две или одна стенка особой роли не играет, при больших нагрузках пробивается и тот и тот. В таких ситуациях вариант с поддоном может быть даже более выгодным.

Контроль межстенного пространства

В случае использования двустенного резервуара обязательно требуется контроль целостности межстенного пространства. В России это большая проблема. Наши ГОСТы допускают заполнение межстенного пространства или антифризом (можно и водой, но зима для вас станет большой проблемой) или инертным газом (конечно же азот, так как он самый дешёвый). При этом вам нужно обязательно контролировать уровень антифриза или давление газа в зависимости от выбранного наполнителя.

В Европе, да и в большинстве других стран, к этому подходят значительно лояльнее и как показывает практика гораздо грамотнее, там разрешается применение сухого межстенного пространства. В этом случае, в межстенном пространстве просто устанавливают датчик наличия жидкости, как правило ультразвуковой.

Рассмотрим нарушение целостности колбы во всех трёх случаях:

Антифриз

Антифриз попадает на дно резервуара хранения и всяко выше уровня отбора топлива. Если персонал это оперативно не заметит, то вы начнёте выдавать заместо дизельного топлива антифриз, со всеми вытекающими из этого последствиями. Обычно отверстие сразу большим не бывает и просто начинает падать уровень антифриза. С утра оператор смотрит на шкалу уровня антифриза а там пусто. Это веский повод останавливать выдачу и проверять резервуар. Но представим, что это всё же произошло и топливо смешалось с антифризом. Как вы понимаете, это большая проблема и ваша АЗС дальше работать точно не сможет. Если повезёт, то вы сможете потихонечку отделить топливо от антифриза, но это может потребовать нескольких дней простоя вашей АЗС или как минимум, свободного резервуара рядом, куда можно будет перекачать смесь топлива с антифризом, починить резервуар и заправить его новым топливом а уж потом, постепенно отделять топливо от антифриза и возвращать его назад в основную ёмкость.

Самый большой недостаток антифриза, это необходимость его сливать и наливать назад при перемещении резервуара. С антифризом никто не хочет связываться, так как задача не частая и содержать под антифриз отдельную единицу техники никто не хочет.

Азот

Этот вариант, относительно антифриза, значительно лучше за исключением того, что азот будет постоянно утекать, а вы будете беспокоиться за целостность внутренней колбы. Да и сервисная служба возьмёт достаточно много денег за определение наличия топлива в межстенном пространстве. Доступ в межстенку горизонтального резервуара совсем не простой да и придётся выпускать весь азот, затем проверять наличие топлива щупом а по окончании опять всё герметизировать и наполнять азотом. Обычно после первого падения давления и определении что топлива в межстенке нет, закачивать назад азот заказчик отказывается наотрез. Но по крайней мере, топливо при реальной утечке, не портиться.

Преимущество же азота ещё и в том, что он является радикально худшим теплоносителем относительно антифриза и ваш резервуар становится если не термосом, то более менее теплоизолированным точно. А в этом случае уже можно задуматься и об обогреве топлива зимой.

Сухое межстенное пространство

В этом варианте, при протечке внутренней колбы, срабатывает звуковая сигнализация или зажигается индикатор на специальном табло. Топливо не портится и ложных срабатываний практически не бывает.

Но не всё так гладко. В варианте сухого поддона может сложиться ситуация, когда прохудится внешняя колба и вы об этом ничего не будете знать до тех пор, пока не протечёт внутренняя. Но как правило, на наземных резервуарах если и возникает проблема с целостностью колб, то только у внутренней. Обычно внутренняя колба стального резервуара просто сгнивает из за подтоварной воды скапливающейся на дне и серы из топлива, вместе эти два вещества образуют серную кислоту, которая и разъедает внутреннюю колбу. Отчасти версию о радикально большей надёжности внешней колбы поддерживают и составители ГОСТа, допуская использование в составе одностенных резервуаров поддона. Европейский вариант с сухим межстенным пространством это, можно сказать, и есть большой поддон.

Пластик или металл

Металическая АЗС на базе резервуара РГД-10

У каждого варианта есть как преимущества, так и недостатки. Попробуем разобраться подробнее:

Металл

Основное преимущество это, конечно же, прочность. Металлический резервуар не так то просто повредить, да и отремонтировать механические повреждения, как показывает практика, оказывается гораздо легче. Так же металлический резервуар гораздо проще усовершенствовать. Установить Уровнемер получше или линию наполнения при её отсутствии.

Недостаток же довольно банален. Железо ржавеет. Конечно есть и нержавейка, но мы такие резервуары ещё не видели. И если колба проржавела, то заварить её оказывается чрезвычайно трудозатратно, а соответственно и дорого. Да и не всегда заваривать сгнивший железный резервуар имеет какой либо смысл, обычно такой резервуар просто списывают в утиль.

Пластик

Тут есть несколько вариантов. Самый распространённый это сваренный из листов резервуар. Такой резервуар крайне распространён и бывает выполнен из полиэтилена, полипропилена или композитных материалов. Но самая слабая сторона такого резервуара это швы. Все протёкшие у нас колбы текли по швам. Правда, тут нужно сделать поправку, все протёкшие пластиковые колбы текли, по причине их установки на неровную поверхность. Швы неравномерно нагружались и лопались. Ситуацию спасало от катастрофы наличие внешней колбы, которая и принимала на себя объём топлива.

Второй вариант, это цельнолитая пластиковая колба. Очень надёжная конструкция. Выполнена чаще всего из полиэтилена или полипропилена. Умудряется выдержать издевательства с излишней кривизной поверхности установки, деформаций внешних стенок и прочим. Так как швы отсутствуют в принципе, то расползаться просто нечему (обычно то что принимают за швы на монолитных колбах, это линия разъёма литьевой формы).

Пластиковая АЗС Valdromas VL-10 Prof

Пластик, конечно же, чрезвычайно удобен в качестве материала для резервуара хранения. Обычный полиэтилен практически вечен и совершенно не боится серной кислоты. Его не нужно красить, да и чистить значительно проще. В случае повреждений, пластик заваривается без применения открытого огня, а значит, времени на восстановление повреждения требуется значительно меньше.

Но всё перечёркивает прочность пластика, если железный резервуар можно слегка толкнуть бампером или ударить лопатой, то пластиковый резервуар от такого может и порваться. Применять пластиковый резервуар на стройплощадках настоятельно нами не рекомендуется. Его удел это автобазы, где на абсолютно ровную, забетонированную поверхность устанавливается пластиковый резервуар, и отгораживается от остальной площадки железобетонными блоками. Некоторые водружают поверх пластикового резервуара стальной навес, что правда, по неизвестной нам причине, не одобряется технадзором но чрезвычайно функционально.

Количество резервуаров в составе одной АЗС

Российские ГОСТы ограничивают использование в населённом пункте наземных резервуаров хранения 10м³ на одну колбу. На самом деле, это практически идеальный объём для ведомственной АЗС, только вам нужно две таких колбы. Объясним почему. Две колбы позволяют вам обеспечить некоторую энергетическую безопасность своему предприятию. Если возникнут какие либо проблемы с одной из колб, не важно неисправность это самой колбы или неудовлетворительное качество топлива, вы всегда сможете использовать для работы второй объём. Так же, при наличии двух колб, радикально упрощается техническое обслуживание.

Минимальный объём ограничен условиями доставки топлива. Обычно опт начинается от 3м³, но интересные цены идут от 6м³. Это связано с размером секции бензовоза, которая бывает, в среднем, 5 - 8м³. Бензовоз же, из за образования взрывоопасных паров, не может ехать с частично заполненными секциями. Некоторые поставщики решают проблему с частичным наполнением посредством специальных надувных мешков, но это, всё равно, напрямую влияет на цену доставки и итоговую стоимость топлива.

Так же, наличие двух колб, позволяет частично избежать, в холодный период, проблем с замерзанием топлива. Новый завоз вы делаете в другую ёмкость и при обнаружении проблем с новым завозом, вырабатываете до конца предыдущий объём пока ваш поставщик меняет вам топливо.

Вывод (идеальная конструкция)

Самый лучший, по нашему мнению вариант, это две - три пластиковые цельнолитые колбы, в стальном поддоне, помещённые в несущую стальную конструкцию. Причём внешняя стальная конструкция должна быть выполнена так, что бы при возникновении внешних деформирующих воздействий, не передавать полученную нагрузку на внутренние колбы. А под этот вариант подходит только контейнерная АЗС.