12+

Очистка резервуаров хранения дизельного топлива

Нефтешлам от дизельного топлива

В любом резервуаре хранения ГСМ со временем образуются отложения называемые нефтешламом. Обычно это тяжёлые фракции нефти оставшиеся после крекинга в перемешку с минеральными частицами (песок, ржавчина и т.п.), они являются естественными примесями и так или иначе содержатся в топливе любого качества. Эти примеси обладают более высокой, по сравнению с самим топливом плотностью и поэтому осаждаются на дне резервуара.

Обычно на АЗС отбор топлива из резервуара происходит не со дна ёмкости а с некоторого уровня. Количество топлива ниже заборника называется "невыбираемый остаток". Это сделано специально для того, что бы было место для скопления нефтешлама. На больших резервуарах бывает применяют плавающие заборники всегда собирающие топливо с поверхности. Так же в невыбираемом остатке скапливается вода, так называемая "подтоварная вода". Правильный уровнемер может определить количество подтоварной воды и вовремя проинформировать персонал об опасности всасывания магистралью воды и нефтешлама.

Состав отложений

Забитый топливный фильтр

Образование отложений

Отложения будут всегда. На нефтебазе фильтров похоже вообще нет, только сетки формата ФЖУ и т.п. Бензовозы так же, кроме сеток перед насосом и счётчиком (при наличии таковых) ничего не используют. На самих АЗС, чаще всего, стоят следующие фильтры:

И даже после всех этих фильтров и невыбираемого остатка на дне резервуара, в технику умудряется попасть и вода и нефтешлам, правда уже без песка и мусора. Так что сливать осадок и воду из баков техники, даже при условии эксплуатации своей АЗС, нужно обязательно раз в год. А при заправке на сетевых придорожных АЗС лучше раз в месяц, так как там нормальных фильтров чаще всего нет, только сетки. А когда последний раз удаляли из их резервуаров осадок, вообще никому не известно.

Опасность для потребителей

Основная опасность конечно зимой, встать на технике, посреди пустынной трассы, вдали от цивилизации с не запускающимся двигателем, и как следствие без обогрева. Это очень опасно и абсолютно недопустимо. Под удар попадают как фильтра, так и топливопроводы. Фильтр тонкой очистки устанавливается на приличном удалении от бака и грязь попавшая в систему попадает в топливопровод. Подогрев топливопровода крайне полезен в морозы, но может способствовать формированию отложений в трубках. Да и отложения скопившиеся в баке могут оторваться от стенок бака и облепить топливозаборник. При таких проблемах починить машину горелкой уже невозможно. Бензиновый транспорт менее подвержен таким проблемам, так как бензин обычно не содержит воду и сам по себе является неплохим растворителем.

Выглядит это обычно так: Резервуар АЗС давно не чистили и нефтешлам (густая слизь) плавает по поверхности слоя воды. В какой то момент он попадает в заборник и при отсутствия фильтра тонкой очистки в системе выдачи измельчается лопатками насоса АЗС. В перемешанном состоянии грязь попадает в бак транспортного средства (строительной техники, дизель генератора, жидкотопливной горелки и т.п.). Грязь начинает скапливаться на фильтре тонкой очистки и техника встаёт. Обычно запустить её после такого удаётся не сразу а только после промывки бака, так как замена фильтра тонкой очистки возобновляет работу техники не надолго и ждать осаждения грязи на дне бака бесполезно. Из за движения техники (или вибрации, применительно к компрессорам и генераторам) грязь и вода не оседают на дне а всегда перемешены с топливом. Загрязнённый бак нужно сливать, промывать и заправлять заново.

Способы очистки

Удаление нефтешлама

Механизированная откачка отложений насосом

Основной способ очистки, это перемешивание и выкачивание части топлива со дна резервуара вакуумной машиной или погружным насосом. Такой способ наиболее распространён и позволяет удалить большую часть жидких отложений, но не глину и слизь со стенок резервуара. Недостаток механизированной очистки, это остаток устойчивой грязи на стенках и дне. Можно попробовать его удалить промыв ёмкость водой с моющим средством. Но реализации такого на практике мы не видели. Недостаток откачки нефтешлама очень хорошо виден при наполнении резервуара топливом после очистки. Топливо поступая в пустой резервуар, растекаясь и бултыхаясь по объёму начинает смывать отложения со стенок и дна. Цвет топлива становиться грязно серым. Нормальный цвет к топливу вернётся после пары дней спокойствия, при этом осадок вернётся на своё насиженное место, на дно и стенки резервуара.

Ручной способ очистки

При ручном способе, как и при механизированном, резервуар очищается насосом насколько это возможно. После механизированной очистки приходит очередь ручной. В резервуар залезает специально обученный человек и начинает скребками и щётками отдирать отложения со стенок, дна, крыши и размещённого в резервуара оборудования. Отложения помещаются в ведро и извлекаются наружу напарником. В принципе такая очистка сильно напоминает очистку деревенского колодца, за парой отличий. В резервуаре невозможно дышать и фильтрация воздуха противогазом так же невозможна, так как кислорода там попросту очень мало а отложения попавшие на кожу оставляют заметные покраснения и здоровья не добавляют. Поэтому воздух подаётся по шлангу от воздушного насоса а участники операции одеты в специальные костюмы. По завершении очистки, так как резервуар становиться абсолютно чистым, появляется возможность произвести тщательный осмотр внутренней колбы на предмет коррозии и трещин. Так же производится проверка обратного клапана (при его наличии) и сетки заборника. В случае очистки насосом произвести визуальный осмотр колбы и внутреннего оборудования не представляется возможным.

Ручная очистка резервуара

Недостатком ручной очистки можно назвать стоимость такой операции. Если стоимость механической очистки насосом обычно составляет (примерно) 1000 руб выезд + 3000 руб откачка + 6000 (15-30 руб за килограмм) утилизация, итого: 10000 руб. А вот стоимость ручной очистки резервуара 10 000 литров выйдет, со стоимостью работ по подготовке, разборке и сборке резервуара от 30000 руб. Но и производить такую очистку нужно раз в 2-5 лет, в зависимости от качества топлива и прокачанных объёмов.